Про аквариумистику в целом...

Ответить
Аватара пользователя
Leo Angel
Автор

Про аквариумистику в целом...

#1

Сообщение Leo Angel »

Про аквариумистику в целом...

Изображение

В какой-то мере, данная тема провокативна, но она позволяет взглянуть на наше хобби с не совсем обычного ракурса.

Меня очень часто просят дать рекомендации, высказать своё мнение по тому или иному вопросу в области содержания аквариума. Причем, по всякому вопросу, будь то дизайн или условия содержания тех или иных растений. Особенно много вопросов про удобрения, газ и свет. Мне присылают в личку и не только вопросы и просьбы о помощи.

Раньше я бросался на эти амбразуры, порой ехал "за тридевять земель" (если такое возможно в нашем маленьком Израиле :jokingly: ), чтобы разобраться и помочь. Если не реально, то хотя бы советом. Некоторые пользовались моими рекомендациями, некоторые нет, это уже не столь важно. Так я набирал опыт. Плюс свои аквариумы плюс обслужка, плюс... Но в какой-то момент времени я понял, что в конечном итоге я не знаю в полной мере все те процессы, что происходят в аквариуме, и на все 100% не уверен в правоте своих советов и рекомендаций.

Я попробую объяснить почему. И начну издалека.
Википедия :Агрономия (от др.-греч. ἀγρός — поле, νόμος — закон) — наука сельскохозяйственного производства растений и грибов; представляет собой комплекс разнообразных наук и занимается исследованием всех явлений, имеющих значение при этом производстве. Специалисты сельского хозяйства, обладающие всесторонними знаниями в данной области, называются агрономами. Основные разделы современной агрономии: земледелие, агрохимия, агрофизика, растениеводство, селекция, семеноведение, фитопатология, сельскохозяйственная энтомология, сельскохозяйственная мелиорация и др. Основой её служат естественные науки: ботаника, физиология растений, генетика, биохимия, микробиология, почвоведение и др.
Агрономия возникла в процессе практической деятельности человека, развивалась в тесной связи с ростом производительных сил общества, изменениями социально-экономических отношений и успехами естествознания. Истоки её уходят в глубокую древность. За тысячи лет до н. э. люди занимались земледелием. В рабовладельческую эпоху был уже накоплен большой эмпирический материал в виде агрономических правил и наставлений по сельскому хозяйству (Древний Египет, Месопотамия, Древняя Греция, Китай, Индия и Рим).

Достижения агрономии Западной Европы обобщил А. Тэер (Германия). Он подразделял все культуры на истощающие и обогащающие почву и тем самым обосновал необходимость чередования их в плодосменных севооборотах. Тэер исходил из т. н. гумусовой теории питания растений, ошибочно утверждавшей, что зеленые растения берут содержащийся в перегное углерод корнями из почвы. Тем не менее, основные мысли Тэера о значении органического вещества почвы сыграли прогрессивную роль в развитии агрономии.

В 1840 немецким учёным Ю. Либихом были сформулированы основные положения теории минерального питания растений, согласно которой лишь неорганическая природа доставляет пищу растениям. За гумусом оставалась косвенная роль воздействия на минеральную часть почвы при помощи углекислоты, образующейся при его разложении. Ошибочной в теории Либиха была недооценка азотных удобрений. Современником Либиха французским ученым Ж. Буссенго было установлено, что азот, так же, как и зольные элементы, растения берут из почвы.

Почему я пишу про это? Наверное, вы уже догадались.
Агрономия как наука основана на множестве других наук. И чтобы научиться выращивать растения (не важно какие) нужно очень много знать! И не только знать, но и иметь инструменты для подтверждения или опровержения тех или иных вещей. Смотрите, чтобы стать агрономом (то есть специалистом по выращиванию растений) нужно очень долго учиться и знать и понимать такие серьёзные вещи как физиология растений, генетику, биохимию, микробиологию, почвоведение, земледелие, агрохимию, агрофизику, селекцию, семеноведение, фитопатологию и т.д.

Теперь вернёмся к нашей родной аквариумистике.
Что мы (даже самые продвинутые из нас) знают о почвоведении или могут научно объяснить и применить на практике проблемы семеноведения или фитопатологию. Что мы знаем про всё это? Так, отрывки и обрывки знаний. Нас, аквариумистов, нигде не учат. Всё, что мы знаем (тут, скорее, уместней сказать УМЕЕМ), это просто опыт. Наш или чужой, который мы применяем. Мы идём наощупь, получилось - хорошо. Не получилось - попробуем иначе. Как? А давай вот так! Нет, тогда вот эдак.

Если за тысячи лет земледелия люди научились и знают что нужно той или иной с.-х. культуре, которая растёт на той или иной почве, то в аквариумистике мы ровным счётом ничего не знаем. Если агрономы знают, что на суглинках растёт то-то и то-то, и для увеличения урожайности нужно вносить на этапе завязи конкретное количество абсолютно известного удобрения, на этапе созревания нужно поступать так, а после снятия урожая действовать таким образом. И при этом у агрономов есть вполне научные рекомендации и абсолютно научные инструменты для проверки условий для роста, цветения, созревания и т.д.

А у нас что есть? Пять тестов из области "плюс-минус лапоть"? У нас нет никаких знаний ни про грунты, ни про свет, да ни про что. Мы пользуемся в 99,9999999% случаев то, что нам предлагают фирмы-производители аквариумного оборудования. Те единицы, которые "мешают" свои удобрения и делают свои фильтры не в счёт. Мы и не задумываемся о том, что, возможно, данная модель фильтра не подходит для наших условий, мы с упорством достойного другого применения пытаемся приспособить именно то, что мы купили к тому, что у нас есть.
Мы часто спорим сколько чего из удобрений вносить и в каких соотношениях, или как цинк или бор влияет на растения, а где можно найти про это именно научную информацию.

Просто никто из учёных не занимается вопросами выращивания высших водных растений исходя только из их внешнего вида. А ведь нам в аквариумах нужна не урожайность, а именно габитус. Но различие условий в наших аквариумах не сравнима с условиями у тех же агрономов. У них что есть? Разные почвы, разные культуры, разные удобрения, разные климатические зоны. А у нас? Вода у каждого разная, плюс ещё и реминерализация неизвестными подчас составами солей, грунты - всякие разные, совсем неизученные такой наукой как почвоведение, про свет я вообще молчу, а про удобрения и вспоминать не хочется.

И что в итоге имеем?
Никакой опыт не даст нам тех технологий и тех методик, которые может дать знание и наука. А следовательно, ходить нам и падать.
Как тем слепым с картины Брейгеля.

Изображение

И что же делать?..
Ответить

Новые материалы появляются только благодаря вашей помощи и поддержке. Спасибо!

Поддержать